Как скажутся санкции на «рыбном» бизнесе»?

06 сентября 2014, 23:06

Наиболее сильно санкции на ввоз рыбы и морепродуктов из стран Европы, как и ожидалось, ударили по российским компаниям-импортерам. Часть из них оказалась на грани банкротства. В Россию большая часть рыбы традиционно поставлялась из Норвегии, США и Канады. Доля импортной рыбы в разы превышала на внутреннем рынке долю продукции с Дальнего Востока.

Властные структуры преисполнены оптимизмом – по словам Ильи Шестакова, руководителя Росрыболовства, российские компании экспортируют в несколько раз больше рыбы, чем ввозится в Россию. Нужно только перенаправить этот поток на внутренний рынок. Теоретически, действительно запрет импорта несет только прибыль российским рыбакам, которые теперь могут продавать рыбу внутри страны, при этом по цене немного выше, чем она была до этого.

Ожидается, что вместо 300 вагонов свежемороженой рыбы, отправленной в центральную Россию с Дальнего Востока в прошлом году, в этом году будет отправлено в 2-2.5 раза больше.

 

Ситуация на внутреннем рынке

 

Внутренний рынок сейчас с надеждой смотрит на Дальний Восток. Но здесь необходимо понимать, что поднять сразу квоты на вылов красной рыбы просто так не получится. Объемы вылова устанавливаются раз в год и делятся на все рыболовческие компании. Квоты для России устанавливаются на международном уровне – на их величину влияет множество факторов, например, общее поголовье рыбы.

Основное увеличение поставок для российского потребителя запланировано за счет снижения экспорта. Ежегодно Россия экспортирует в 2.5 раза больше рыбы, чем продается внутри страны. Но все упирается в логистику. В путину и так перевозочные компании значительно поднимают свои тарифы. Если правительство примет меры и РЖД из-за сложной ситуации с импортом рыбы снизит тарифы для поставщиков рыбной продукции, то многие рыбопромышленники готовы отказаться от экспорта. Но пока непонятно, как и кто будет контролировать цены на транспортировку рыбы с Дальнего Востока в центр России.

Также отсутствуют расчеты, показывающие, где возник дефицит рыбы и куда ее необходимо поставлять. Пока не совсем понятно, какая часть страны будет нуждаться в выловленной рыбе, где конкретно возникнет дефицит. Действовать на свой страх и риск, начиная поставки внутрь страны, представители рыбного бизнеса не готовы, опасаясь серьезных убытков.

Кроме железной дороги, для перевозки рыбы можно использовать Северный морской путь. Но это рентабельно только при транспорте больших объемов и использовании судов значительной вместимости. Для этого опять же нужны значительные объемы рыбы. Но так как многие предприятия продолжают экспортировать товар, нужного объема продукции достичь вряд ли удастся.

 

Что думают рыбопромышленники?

 

Согласно аналитическому исследованию, проведенному центром при правительстве РФ, российская рыбная отрасль не видит большой угрозы вследствие санкций против США и Евросоюза. Александр Фомин, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), заявил, что пока каких-либо негативных последствий от введения санкций рыбная отрасль не ощутила.

Дальневосточные промышленники намерены укреплять связи со своими зарубежными  партнерами из Китая и Кореи, рассчитывая на укрепление международных отношений с этими странами и продолжение успешных торговых отношений с ними.

Больше всего, по мнению  представителей Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка пострадает аквакультура. Выращивание культурного лосося всегда было импортозависимой отраслью – ведь все необходимое (корма, мальки и т.д.) поставлялось  из Норвегии. Но, возможно, это станет толчком для развития собственных технологий выращивания рыбы.

Чем в конечном итоге закончится для рыбного бизнеса сложившаяся ситуация – пока не ясно. На данный момент рыбопромышленники не торопятся разрывать контракты с имеющимися партнерами и идти на внутренний рынок. Непонятно, сколько продлится запрет на импорт рыбы и будет ли он продлен в следующем году. Большинство предпринимателей заняло выжидательную позицию, надеясь на скорую отмену санкций.

Некоторые компании, например, «IkraRussia», которая уже 15 лет поставляет по всей России морепродукты и рыбу с Камчатки, готовы к переменам и увеличению объема поставок для российского потребителя.

На данный момент избежать дефицита морепродуктов можно только с помощью надежных отечественных производителей, которые не зависят от экспорта и настроены вкладывать ресурсы в развитие продаж на внутреннем рынке. 

икра красная купить

Смотреть все новости